Тунис

сентябрь 2017 года

В Тунис мы собирались поехать неоднократно, но по разным причинам откладывали поездку в эту страну. И вот наконец решили, что откладывать дальше не стоит и пора посетить Тунис.

Две из предыдущих наших поездок были вопреки обыкновению в отели формата «пляжный отдых», и мы уже несколько утомились от толп отдыхающих соотечественников, но и этот отель не стал исключением, потому что в Тунисе другого формата отдыха нет. Или он есть, но нужно сильно постараться, чтобы его найти. Такая задача перед нами не стояла, тем более мы понимали, что желающие найти себе развлечения найдут их везде. В результате нами был выбран отель недалеко от аэропорта, чтобы и не тратить время на траснфер, и с небольшим аквапарком, чтобы было чем заняться помимо бессмысленного лежания на пляже. Я по мере своих скромных сил освежила знания французского языка и мы решили, что к поездке готовы.

В результате отелем мы остались более чем довольны. Аквапарк был небольшой, но с несколькими вполне высокими горками, пять бассейнов на любой вкус и возраст, огромная территория, действительно активная, но при этом совсем ненавязчивая анимация для детей и взрослых, и даже какие-то спортивные мероприятия.

Вода в море была теплая, и нам даже удалось всем вместе искупаться в первые несколько дней отдыха, пока состояние кожи у Фёдора позволяла это делать, потом для совместного плавания у нас остался только бассейн, а в море приходилось плавать в одиночку, что, конечно, скучно. Но в какой-то момент сознательный Фёдор согласился остаться на пляже один, отпустив родителей вдвоем в море, с тем условием, что мы будем находиться у него на виду, и этот компромисс сильно упростил нам жизнь.

А потом у нас были запланированы экскурсии в Сахару и в Карфаген. Экскурсия в Сахару представляет собой двухдневную поездку с посещением множества интересных мест.

Сначала мы побывали в городке Эль Джем, в котором расположен амфитеатр, третий по величине в Римской империи, наравне с амфитеатром Вероны. Амфитеатр очень хорошо сохранился, несмотря на то, что его камни частично были использованы жителями для строительства города.

После этого мы постепенно стали удаляться от побережья и приближаться к пустыне. Сначала заехали в город берберов Матмата, где местные жители-троглодиты живут прямо в пещерах, выдолбленных в скалах на высоте нескольких метров. В эти жилища нужно забираться по веревке. Туристам разрешают в полной мере насладиться особенностями такого необычного быта, чем мы и воспользовались, забравшись во все пещеры, в которые только можно было забраться.

По дороге в пустыню мы наслаждались видами оливковых рощ, расположенных вдоль дороги и простирающихся настолько далеко, насколько видит глаз. Как сказал нам гид, оливковое дерево достаточно быстро после посадки достигает способности плодоносить и практически не требует ухода, нужно только вовремя собирать урожай. Поэтому оливковые деревья в Тунисе очень ценятся, передаются по наследству и считается, что человек, в собственности которого они есть, никогда не будет нуждаться. Собственно, в этом, как мы поняли, и состоит вся философия жителей Туниса, как, впрочем, и всего остального арабского мира: как можно меньше напрягаться, чтобы целыми днями проводить время в кафе, перетирая последние сплетни и глазея на мимо проходящих прохожих или проезжающие автобусы с туристами. При этом в Тунисе все обочины завалены просто горами мусора. Нет, ГОРАМИ МУСОРА. Мусор везде, вдоль всех дорог, даже вдоль улочек в городах, по которым мы проезжали. На вопрос, почему так много мусора, гид ответил: «Это наша большая проблема, мусор не убирают» и постарался от этой темы уйти. Что мешает любому жителю города взять метлу и просто подмести тротуар около своего дома (тем более, что дома совсем небольшие, в основном одноэтажные, все эти города больше похожи на сельские поселения), остается загадкой. Зато время сидеть в кафе и глазеть по сторонам есть у всех. Очень показательное отношение к месту своего обитания, как нам показалось. Тем более это странно, что в отеле все очень чисто, почему не организовать чистоту не только для туристов, но и для себя самих, осталось для нас загадкой.

Но вернемся к нашей экскурсии. К вечеру мы прибыли в город Дуз, находящийся на границе пустыни Сахара и расположенный в оазисе. Там мы разместились в отеле, в котором нам предстояло провести ночь, и направились на дополнительные развлечения – поездку по пустыне на квадроциклах и на верблюдах.

Поездка на квадроциклах была захватывающей, правда, наглотались мы песка по полной программе, песок был везде – в карманах, в рюкзаках и по всему телу. На верблюдах мы не очень хотели ехать, потому что уже имели опыт подобных прогулок на одном из Канарских островов – Лансароте, но оказалось, что здесь на верблюда сажают верхом, а не в специальное приспособление по бокам, поэтому мы поехали и совсем не пожалели. Во время прогулки на верблюде солнце зашло и очень быстро наступила ночь.

Наутро мы поехали встречать восход в пустыне на соленом озере Шотт Эль Джерид. Тоже очень впечатляюще, но закат нам понравился больше. Следующим пунктом нашей поездки было посещение оазиса Шебика. Это естественный оазис, в глубине которого есть водопад и небольшое озеро. Здесь нам стало понятно, что такое настоящий оазис: безжизненная пустыня и вдруг внезапно пальмы, вода и масса зелени.

После этого мы пересели на джипы и поехали к месту съемок фильма «Звездные войны». Само место съемок по сути ничего из себя не представляет: декорации, которые постепенно приходят в негодность, и которые предприимчивые тунисцы вовсю используют как площадку для продажи сувениров туристам. А поездка на джипах была впечатляющая, водитель закладывал виражи, взбирался на барханы и спрыгивал с них, в общем, получили порцию адреналина.

В заключение нашего путешествия мы посетили город Кейруан, где находится Мечеть Укба – самая священная мечеть для жителей Магриба. Кейруан был исторически первой столицей мусульманского Магриба, он читается духовным и религиозным центром Туниса и четвёртым священным городом ислама после Мекки, Медины и Иерусалима. В мечеть, к сожалению, мы не попали, так как приехали туда уже вечером, а для посетителей она открыта только в первой половине дня. Но и снаружи она очень даже впечатляет.

Эта экскурсия оставила у нас самые приятные впечатления. Фёдор героически выдержал два таких насыщенных дня и мы планировали через пару дней направиться в Карфаген. Но увы, нашим планам не суждено было сбыться, потому что у Фёдора поднялась температура, и в Карфаген мы не попали. Тут-то и пригодились мои навыки французского языка. Пришедший доктор говорил на жуткой смеси английского и русского языков, мы не понимали ни единого слова. Но после вопроса: «Parlez-vous français?» доктор расцвел, коммуникации наладились и в заключение мы даже пообщались о посещаемости Туниса русскими туристами. Как отметил Павел, учились мы с доктором по одному учебнику, поэтому прекрасно поняли друг друга.

Оставшееся время мы провели в отеле, но совершенно этим фактом не разочарованы, потому что, как я уже писала выше, там было чем заняться.

В итоге поездкой мы остались очень довольны: хороший отель, вкусная еда, теплое море, масса развлечений, интересные экскурсии. И поэтому вдвойне были удивлены во время непродолжительного трансфера до аэропорта, когда в автобусе наши соотечественники обменивались впечатлениями об отдыхе и все как один высказывали недовольство, причем основным аргументом было, что Тунис как Анапа. В Анапе мы не были, так что прокомментировать это мнение не можем, но в очередной раз убедились в том, что каждый находит в отдыхе то, что ищет: если проводить время в отеле, передвигаясь только от лежака к бару, ресторану и обратно, то не имеет смысла выезжать за пределы страны.

Ну, а мы постараемся еще вернуться в Тунис: в конце концов, Карфаген остался непосещенным, это надо исправить.

Mobirise

Иордания

Несколько лет назад мы уже рассматривали Иорданию как возможный вариант для путешествия, но тогда по причинам, о которых уже сейчас не вспомнить, решили отказаться от поездки.

Армения

Вопрос, куда ехать на новогодние выходные, у нас не стоял. Грузия и Азербайджан уже имелись в списке посещенных стран, очевидно, что путь наш лежал в Армению, так как хотелось завершить посещение Закавказья.

Mobirise

Болгария

Решение поехать в отпуск в Болгарию мы принимали долго и мучительно.