Финляндия

январь 2019 года

Выбрать место поездки на Новый год оказалось и просто, и сложно одновременно. Так как у нас была открыта шенгенская виза, хотелось ее использовать и поехать в Европу. Но мы озаботились планированием поездки несколько позднее, чем следовало бы, и поэтому билеты на самолет были ощутимо дороги. В результате после долгих размышлений мы сделали выбор в пользу поездки на автомобиле, и целью нашей поездки выбрали Финляндию, куда, как представлялось, можно доехать без ощутимых сложностей.

Решающей причиной стала возможность совершить поездку на пароме из Хельсинки до Стокгольма. Паром, конечно, не круизный лайнер, но тем, кто хотя бы единожды побывал даже в самом простом круизе, хочется снова повторить это увлекательное приключение. И мы решили, что лайт-версия круиза на пароме вполне подойдет для новогодней поездки.

Стартовали мы в новогоднюю ночь и, покинув оживленную Москву, по пустым дорогам долетели до Санкт-Петербурга к утру. Проехав по городу, украшенному гирляндами и иллюминацией, завтракали уже в кафе на Невском проспекте, и после небольшой прогулки по Дворцовой площади направились в сторону границы с Финляндией. На пути туда нас и застала метель, которая двигалась нам навстречу из Скандинавии в европейскую часть России. Поэтому мы ехали медленно-медленно по заснеженной дороге с минимальной видимостью.

На границе потратили всего два часа и снова по заснеженной, но уже финской дороге, поползли дальше до первого места нашей дислокации – финского города Хамина. К моменту нашего прибытия начался дождь, но мы не могли не посмотреть, что же это за город такой, и, постоянно скользя по мокрому льду, под дождем, прогулялись по крошечному центру города, а поужинать пришлось на заправке, как нам посоветовал консьерж в нашем отеле Бест Вестерн. Вначале мы очень удивились, но потом поняли, что на эту заправку пришли провести вечер первого дня года и многие жители города, там было не только большое количество столов, как в самом настоящем полноценном кафе, но и много других развлечений: музыка, игровые автоматы, небольшой супермаркет. Вот такое ценное место, в котором, видимо, зачастую бывают и местные жители.

На следующий день утром от вчерашнего дождя не осталось и следа, а вновь вернулась метель, и мы покатили в Хельсинки по льду, усыпанному снегом, снова медленно-медленно, как и положено в Финляндии. Отель Hostel Auris у нас был забронирован довольно далеко от центра, при этом на вечер была запланирована обзорная экскурсия по Хельсинки, идти на которую мы опасались, так как ветер дул сильнейший и снег в лицо лепил непрерывно. Но надо сказать, что экскурсию мы тоже бронировали чересчур поздно, поэтому из всех вариантов нам осталась доступной только экскурсия «Подземный мир Хельсинки», что при такой погоде неожиданно оказалось самым разумным вариантом.

В итоге все сложилось самым оптимальным образом: мы посмотрели метро, вокзал (главная достопримечательность города!), нам показали подземные переходы, по которым можно было попасть в торговые комплексы, и крытые галереи, в которые предусмотрительные финны превратили улицы в центре города, просто застеклив пространство между домами. И самое главное, мы почти не выходили в метель! Правда, город во время этой экскурсии нас не впечатлил: удобно, конечно, для жителей: магазины, торговые галереи, трамвайные линии, но туристам скучновато.

На следующий день вечером была запланирована посадка на паром и отбытие в Стокгольм. Метель закончилась, и стало очень морозно, около -10 градусов, а нам надо было как-то провести день с пользой. Сначала мы отправились на колесо обозрения, которое находится недалеко от порта. Ну что сказать, не очень высокое, но качественное, основное его достоинство – теплые кабинки и возможность прокатиться сразу три круга по одному билету.

Потом гуляли по центру города, зашли в кафедральный собор Хельсинки – собор Святого Николая, прогулялись по Сенатской площади, покатались на метро и на трамвае, и настало время отправляться на паром.

Организация регистрации на паром нам очень понравилась – быстро и все понятно. Паспортный контроль был, но багаж почему-то не досматривали вообще!!! Паром был не новый, но очень внушительный, и Фёдор был потрясен до глубины души, что, оказывается, существуют такие плавучие отели с каютами, лифтами, лестницами, магазинами и ресторанами!

Ужин был очень вкусный и разнообразный, а потом мы весь вечер изучали паром: спускались и поднимались по лестнице, гуляли по коридорам, заглядывали во все доступные помещения, смотрели в иллюминаторы, было очень познавательно.

Наутро следующего дня мы прибыли в Швецию, которая встретила нас (кто бы мог подумать!) дождем и температурой +7 градусов тепла. После морозной Финляндии это было просто удивительно. Мы предусмотрительно еще в Москве заказали обзорную экскурсию по Стокгольму, и за три часа на автобусе и пешком нам показали все основные достопримечательности: Королевский дворец, Риксдаг, площадь Густава II Адольфа и пр. Здесь наконец-то удалось погулять по Старому городу, которого нам так не хватало в Хельсинки. Но как бы гид не старалась разнообразить экскурсию, сложилось впечатление, что основное, чем гордятся шведы – это то, что в Стокгольме вручают Нобелевскую премию и то, что Швеция – оплот толерантности и нейтралитета. Безмерно уважая предоставленную возможность гражданам Швеции зарегистрировать брак в любом гендерном сочетании, мы остались в недоумении способностью шведов гордиться соблюдением нейтралитета в мировых войнах XX века – на наш взгляд, достаточно странно подчеркивать тот факт, что Швеция приютила множество еврейских детей во время Второй мировой войны, забывая о том, что одновременно она же зарабатывала на поставках оружия в Германию.

Как бы то ни было, Швеция оставила у нас самое позитивное впечатление: мягкий климат, сохранившаяся нетронутой архитектура старого города, забота о душевном и физическом здоровье жителей, чистота и порядок. Вечером этого же дня мы снова погрузились на паром и отбыли обратно к берегам Финляндии.

Финляндия снова встретила нам морозной и солнечной погодой. Заселившись в очередной отель Scandic Grand Marina, мы снова пошли гулять по Хельсинки. Прошлись по рынку (было очень познавательно, не стамбульский, конечно, но тоже впечатляет), снова погуляли по городу, добрались до церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале, где послушали рождественские псалмы в исполнении местной самодеятельности, и опять покатались на трамваях, они в Хельсинки очень комфортные.

Надо сказать, что с едой у нас в Финляндии как-то не сложилось. Мы так и не смогли найти обычное кафе, где можно перекусить. Все едят либо в фастфудах (привет заправке в Хамине), либо пьют кофе в местном аналоге Шоколадницы (где только пирожные и кофе). В серьезный ресторан мы идти не хотели, да и цены в обычных кафе давали представление о том, сколько в ресторане мы оставили бы за обед. В итоге самая вкусная еда оказалась на рынке (где тоже есть аналоги небольших кафешек), но и там было не очень комфортно, потому что холодно. На самом деле холодно было почти во всех помещениях, в том числе и в гостиничных номерах, на батареях стояло ограничение на нагрев, и мы непрерывно мерзли.

Поэтому, когда на следующий день мы направились в Москву, то уже предвкушали остановку по пути в России, прекрасно понимая, что с отоплением у нас все значительно лучше. Границу мы пересекли очень быстро, за час, безмерно удивив работников таможенной службы тем, что из покупок везем только три бутылки пива (пива! Из Финляндии!), и далее практически без остановок добрались до города Валдай. Гостиница Кот и кошка в смысле отопления нас не разочаровала и дала возможность наконец согреться, а магазины, работающие допоздна, позволили не остаться голодными.

Наутро мы поняли, что попали в настоящую снежную сказку. Видимо по причине того, что Валдай находится на возвышенности, этот город весь покрыт белоснежным пушистым снегом, сплошное очарование. Мы не могли просто так сразу уехать из этого прекрасного города, поэтому посетили Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, который расположен на острове в Валдайском озере, Музей уездного города и Музей колоколов, который произвел на нас неизгладимое впечатление: во-первых, потому что расположен в двух разных зданиях, а, во-вторых, потому что в нем разрешают звонить в колокола! Валдай очень понравился, и нам захотелось непременно вернуться сюда летом, чтобы посмотреть на это грандиозное озеро, когда оно не покрыто льдом.

К вечеру того же дня мы вернулись в Москву, завершив наше зимнее скандинавское приключение. В целом поездка нам понравилась, в этот раз на машине было ехать очень комфортно, несмотря на трудную дорожную ситуацию, но возвращаться в Финляндию мы точно пока не хотим. Наверняка летом там больше мест, которые можно посмотреть, но в Хельсинки точно неинтересно, и мы не нашли устраивающих нас пунктов питания. И, конечно, отдельная тема – это цены, уж очень все дорого и, на наш взгляд, дорого необоснованно. А вот Стокгольм оказался значительно интереснее, тем более, что там мы были всего один неполный день и успели только немного погулять по нему, а достойных внимания музеев там очень много.

Mobirise

Крит

И неожиданно пришло решение – в Грецию, но на острова, потому что на материковой части Греции мы уже были, а, как известно, жизнь и жители островов отличаются особой самобытностью и зачастую очень сильно отличаются от жизни и жителей материка.

Куба

Куба давно казалась нам очень привлекательной страной для путешествий, но поездка туда представлялась дорогостоящей и чересчур далекой.

Mobirise

Кишинёв и Приднестровье

Итак, к началу 2018 года из европейских стран бывшего СССР у нас осталась непосещенной только Молдавия, поэтому вопрос, куда ехать на новогодние выходные, у нас не стоял: конечно, Кишинёв!