Грузия

январь 2016 года

На новогодние праздники мы решили поехать в Грузию, это была наша давняя мечта. Несколько лет назад, когда происходили известные события, связанные с Абхазией и Южной Осетией, мы решили, что мечта так и останется мечтой, и в Грузию мы никогда не попадем. Но как-то неожиданно оказалось, что ситуация уже давно перестала быть такой острой, как была раньше, и мы поняли, что пора ехать. Тем более, что виза для россиян при поездке в Грузию не нужна.

Как обычно в последнее время, мы забронировали апартаменты, т.е. по сути квартиру в центре Тбилиси, для того, чтобы у нас была возможность готовить еду для Фёдора. С квартирой и особенно с ее хозяйкой Магдой нам просто фантастически повезло! Но обо всем по порядку.

Мы достаточно долго выбирали, какой авиакомпанией лететь, и в итоге остановились на Грузинских авиалиниях, о чем ни разу не пожалели. Магда встретила нас в аэропорту, довезла до квартиры, где нас ждали фрукты, грузинские сладости и подарок для Федора. Не могу не сказать о том, что в квартире было по-настоящему чисто! Поскольку мы уже много раз останавливались в различных апартаментах, нам есть с чем сравнивать, так вот, такой чистоты, как в квартире Магды, не было еще нигде. Это очень ценно, особенно когда путешествуешь с ребенком.

Еще в Москве Павел запланировал несколько поездок, и Магда любезно согласилась быть нашим водителем в этих поездках, и, кроме того, даже договорилась, что у нас будет гид. Гидом оказался очень приятный молодой человек по имени Ираклий, который провел для нас интересные экскурсии и не давал скучать во время переездов на автомобиле.

Итак, в первый день у нас была экскурсия по Тбилиси. Несмотря на то, что было очень ветрено, что для Тбилиси нехарактерно, мы погуляли по старому городу, посмотрели выход марионеток на башне кукольного театра Резо Габриадзе, поднялись по канатной дороге к крепости Нарикала. Это была первая пешеходная экскурсия для Фёдора, и он с честью выдержал это нелегкое испытание (конечно, не без помощи папы, который некоторую часть пути нес его на руках).

На следующий день мы направились в древнюю столицу Грузии – Мцхету и монастырь Джвари, который расположен на вершине горы у слияния Арагвы и Куры. Все так, как писал М.Ю. Лермонтов: «Немного лет тому назад, там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь...».

Мцхета была основана в V веке до н.э., в ней находится один из главных духовных центров Грузии – собор Светицховели, усыпальница царского рода Багратионов. Собор очень величественный и впечатляющий. В этот же день мы съездили в крепость Ананури - на берегу Жинвальского водохранилища на Военно-Грузинской дороге.

Дальнейшие наши планы были немного нарушены погодными условиями. На следующий день мы собирались поехать в Уплисцихе - древний пещерный город, высеченный в скале, но погодные условия – снегопад и гололед, очень не характерные для Грузии, – не позволили нам это сделать, поэтому мы направились в Алазанскую долину, в города Сигнахи и Телави. По пути в Сигнахи мы побывали в Бодбийском монастыре, в котором покоятся мощи просветительницы Грузии святой Нины. На наш взгляд, погода была просто потрясающая – легкий мороз, теплое солнце и свежевыпавший снег, так что все остались довольны: взрослые – видом на Алазанскую долину, особенно красивую от того, что снег, покрывающий ее, сливался с заснеженными горами и бело-голубым небом, а Фёдор – от того, что можно было непрерывно валяться в снегу.

Сигнахе нам напомнил Толедо, так же красиво он расположен на скалах над долиной. А Телави – это столица Кахетии, где производятся лучшие грузинские вина. Поэтому мы направились на один из винных заводов, которые в последние 10-15 лет активно развивают свое производство и организовывают для туристов дегустации, экскурсии по небольшому музею виноделия, а в период сбора урожая предоставляют возможность поучаствовать в процессе производства вина. Дорога обратно заняла у нас много времени, пришлось ехать по длинному пути, так как короткая дорога была закрыта из-за того, что перевалы были занесены снегом, мы, конечно, устали, но были очень довольны. И спасибо Магде за то, что даже в таких тяжелых и непривычных погодных условиях она без приключений доставила туристов в место их дислокации.

Следующий день мы опять посвятили Тбилиси, направившись на гору Мтацмиинда в одноименный парк развлечений, где прокатились на колесе обозрения, стоящем на самой высокой точке горы. И еще раз прокатились по требованию Фёдора, которому очень понравилось само колесо и особенно кабинки на нем. Вниз мы спустились на фуникулере, который был построен в начале 20 века. На середине пути у фуникулера есть остановка у пантеона писателей и общественных деятелей, где похоронен А.С. Грибоедов. Мы, конечно же, вышли и почтили память великого русского писателя.

Фуникулер, наравне с канатной дорогой и колесом обозрения, произвел на Фёдора большое впечатление. На канатной дороге мы катались три раза, на колесе обозрения – два, а на фуникулере, к большому разочарованию Федюхи – только один.

На следующий день нашего пребывания в Грузии мы все-таки направились в пещерный город в Уплисцихе и по пути сделали остановку в Гори – на родине Сталина. Музей Сталина нам понравился, несмотря на то, что в основном в нем представлены фотографии и подарки, которые были сделаны Сталину на его 70-летие. Но самыми интересными для нас оказались домик, в котором Сталин родился и провёл первые четыре года жизни, и железнодорожный вагон Сталина, в котором он передвигался. Над домиком сооружен огромный мраморный навес, позволяющий защитить его от непогоды, смотрится это достаточно необычно. А вагон произвел просто незабываемое впечатление: в нем есть все, даже ванна. Вся обстановка вагона оригинальная и сохранилась без изменений с того времени, когда вагоном пользовался Сталин. Вообще достаточно интересно посещать такие музеи сейчас, когда в очередной раз переоценивается роль личности Сталина в истории. Тот факт, что болезненный мальчик из покосившегося домишка в городе Гори стал вершителем судеб огромной страны, с трудом поддается осознанию.

После мы направились в пещерный город в Уплисцихе, но, к сожалению, несмотря на то, что уже пару дней держалась теплая погода, на камнях еще лежал и таял снег, поэтому карабкаться высоко в пещеры было опасно, а перила по какой-то неведомой причине были только на части пути. Поэтому мы с Фёдором высоко не полезли, а Павел поднялся и получил массу удовольствия от видов древнего городища.

На следующий день мы опять гуляли по Тбилиси, посетили церковь Цминда Самеба – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, строительство которого было завершено в 2002 году, катались на канатной дороге, гуляли по Ботаническому саду, который был весь в зелени. На вечер у нас было запланировано посещение тбилисских серных бань. Бани расположены на естественных сернистых источниках и представляют собой отдельный квартал города. Согласно легенде об основании Тбилиси грузинский царь Вахтанг охотился и выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол упал на добычу, и птицы скрылись в лесу. Когда царь отыскал своего сокола, оказалось, что добытый им фазан упал в горячий источник. Царь приказал построить вокруг источника баню, позже разросшуюся до города. Название город получил от слова «тбили» (устаревшее «тфили»), что означает «теплый». Сейчас бани есть на любой вкус: как дешевые общие, так и отдельные кабинеты разной величины и стоимости. Александр Пушкин и Александр Дюма-отец оставили восторженные отзывы о Тифлисских банях. Мы не могли пройти мимо такого удовольствия, поэтому заказали себе отдельный кабинет, а Павел даже решился испытать на себе услуги банщика, получив тем самым впечатления, аналогичные тем, что описывали в своих воспоминаниях Дюма-отец и Пушкин. После посещения бань сил у нас не осталось и мы направились в наш гостеприимный тбилисский дом.

В день отъезда мы посетили Грузинский национальный музей и побывали на блошином рынке около Сухого моста. Самолет у нас был во второй половине дня, и Магда любезно отвезла нас в аэропорт.

Конечно же, нельзя не сказать несколько слов о грузинской кухне. Опять спасибо Магде и Ираклию, которые между экскурсиями отвозили нас в небольшие семейные ресторанчики, где мы попробовали настоящие хинкали, хачапури, кахетинский шашлык, жареные древесные грибы, хашламу, чурчхелу, сулугуни, кукурузные лепешки, лобио в горшочках и т.д., и т.п. Все очень вкусно! Лимонады, которые продаются в Грузии (особенно тархун), не имеют ничего общего с лимонадами с тем же названием, которые продаются в России. У нас это только вода и сахар, а в Грузии – настоящий тархун, дюшес и пр. Ну, а про вина и говорить нечего. Многообразие оттенков вкуса и аромата не идут ни в какое сравнение с тем «грузинским» вином, которое продается в российских супермаркетах.

В итоге поездка оставила самые позитивные впечатления. Очевидно, что Грузия – очень привлекательное туристическое место, мы надеемся, что туризм в Грузии будет развиваться. В большинстве своем грузины очень приветливые люди, по крайней мере, нам встречались именно такие. И, честно говоря, нам кажется, что грузинам надо делать ставку на туристов из России. Уже сейчас в Тбилиси была просто масса русских туристов, россияне, несмотря на политические катаклизмы, считают грузин братским народом, и с радостью будут приезжать в соседнюю страну. Ну, а мы благодарим Магду за теплый прием и интересные поездки. Мадлоба!

Mobirise

Суздаль

Поскольку осенью на очередной отпуск я рассчитывать не могла, но у Паши отпуск был и Фёдора нужно было куда-нибудь отвезти, мы долго принимали решение, какое же место нам выбрать на этот раз.

Греция

На этот раз местом своего отпуска мы выбрали Грецию. Поехать в Грецию мы хотели давно. Древние храмы, колыбель цивилизации – все это очень привлекало и манило.

Mobirise

Калининград

В начале марта мы остро нуждались в смене обстановки. Долгая зима, непрерывные простуды и непрекра-щающийся днем и ночью рабочий процесс давал о себе знать. Срочно нужно было уезжать прочь из Москвы.