Армения

январь 2017 года

Вопрос, куда ехать на новогодние выходные, у нас не стоял. Грузия и Азербайджан уже имелись в списке посещенных стран, очевидно, что путь наш лежал в Армению, так как хотелось завершить посещение Закавказья.

Остановились мы, конечно, же, в Ереване в отеле с громким названием Imperial Palace Hotel, и оттуда ездили по достопримечательностям, к счастью, расстояния в Армении не очень большие.

Вначале мы поехали в монастырский комплекс Гегард, расположенный в ущелье горной реки Гохт. Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблена внутри скал, сооружение очень сложное и величественное. Название монастырского комплекса происходит от копья римского воина Лонгина, которым он пронзил тело Христа на кресте, и которое по преданию привез в Армению апостол Фаддей в числе других реликвий. После посещения Гегарда мы направились в Гарни – языческий храм I века н.э. Армянские цари использовали этот храм в качестве своей летней резиденции.

В наших планах обязательным пунктом было посещение озера Севан. Оно оказалось просто потрясающим, огромным и очень красивым. Нам осталось не очень понятно, каким образом организован здесь летом курортный отдых, потому что каких-либо внушающих доверие строений, похожих на дома отдыха, мы не увидели. Если до монастыря Айраванк на побережье еще были видны какие-то строения, которые летом могли бы быть использованы для размещения отдыхающих, то после побережье выглядело совершенно заброшенным. С одной стороны, это хорошо, потому что можно наслаждаться видом нетронутого Севана, с другой стороны, удивительно, что такие потенциально привлекательные туристические просторы никак не используются.

Монастырь Айраванк был основан в IX веке, древность этого места очень сильно ощущается, плюс от храма открывается совершенно потрясающий вид на озеро. Мы провели много времени около храма и на прилегающих к нему каменных развалинах, просто гуляя по ним. На обратном пути заехали в совершенно непримечательный с виду ресторан, где нас очень вкусно накормили за какие-то совершенно небольшие деньги, а потом еще некоторое время гуляли по берегу Севана, сталкивая в воду лед с берега, не в силах уехать и распрощаться с такой красотой.

К сожалению, за все время пребывания в Армении мы так и не увидели гору Арарат. В Ереване жители говорили нам, что Арарат – там, и показывали направление, говорили, что его видно всегда, очень редко бывает так, чтобы несколько дней подряд гора была закрыта облаками, но нам не повезло, за все время нашей поездки облака так и не рассеялись. Оставалась небольшая надежда, что Арарат мы все-таки увидим, если подъедем к нему поближе, и мы направились в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья Арарата. Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, содержался в заточении в течение 15 лет св. Григорий Просветитель в I веке н.э. В подземелье, где он находился в заточении, можно спуститься по крутой винтовой каменной лестнице. Глубина подземелья – 6 метров, ширина – 4 метра. Что и говорить, что мы с Фёдором, конечно же, туда спустились, а спуск был достаточно сложный и для взрослого человека, после чего Фёдор начал носиться в подземелье и обратно, чем показал плохой пример другим детям, которые начали подниматься и спускаться вместе с ним, доводя до предынфарктного состояния своих родителей. Ну а нас до такого же состояния Фёдор довел в тот момент, когда мы поднялись на гору, расположенную рядом с монастырем, и он начал скакать от избытка чувств прямо рядом с обрывом. Вид с горы открывается действительно великолепный, боюсь представить, как это красиво, когда Арарат не скрыт облаками.

Непосредственно в самом Ереване мы посетили Голубую мечеть – соборную мечеть Еревана, да, вот так неожиданно, в христианской Армении есть мечеть – культурный центр иранской общины Армении.

Конечно же, нельзя побывать в Армении и не посетить коньячный завод. В Армении очень много марок коньяков, самые известные, конечно, это Арарат и Ной. Для посещений в новогодние праздники был открыт завод «Ной», поэтому на экскурсию мы направились именно туда. Нам показали процесс производства и хранения коньяков, выставочный зал с различными юбилейными и старыми коньяками, памятные бочки и катакомбы, находящиеся в подземельях завода. Обязательной частью программы была дегустация коньяков и покупка их в фирменном магазине. Вообще в эту поездку мы каждый день дегустировали разные коньяки, так как погода была достаточно холодной и после длительных экскурсий коньяк очень хорошо согревал. В итоге приняли решение, что Арарат нам понравился больше, чем Ной, а пальма первенства была нами отдана Арцаху – водке из шелковицы крепостью 45 градусов. Незаменимый напиток в холодные новогодние ереванские дни!

Между тем, рестораны в Ереване 1 и 2 января не работали. Мы были очень опечалены этим фактом, приходилось питаться в гостинице, вполне достойная еда, но все же гостиничная, и в пиццериях. Но в то же время в пиццериях в Ереване продаются аджарские хачапури-лодочки, просто наивкуснейшие, давно мы не ели таких вкусных лодочек. Короче, голодными мы не остались. С 3 января жизнь в Ереване начала оживать, и оказалось, что остальная еда там тоже просто офигенная! Давно мы так не объедались в ресторанах, остановиться было невозможно, очень вкусно.

Мы много гуляли по городу, но, к сожалению, несмотря на то, что приехали мы в Армению 1 января, в Ереване почти не ощущалось новогоднего настроения. Елка, конечно же, была установлена на главной площади, но в целом город не был украшен и не выглядел праздничным, как мы привыкли это видеть в Москве или в европейских городах.

Все жители Армении, которые нам встречались, говорили на русском языке, в Ереване очень много вывесок на русском, вообще складывается впечатление, что Армения поддерживает тесные контакты с Россией и ориентирована на совместное экономическое развитие, что не может не радовать, конечно.

В итоге Армения нам очень понравилась: доброжелательные люди (таксист, который пытался нас обмануть, не в счет), вкусная еда, недорогие цены, много достопримечательностей. Если приложить немного усилий и сделать эти достопримечательности чуть более туристическими, то поток туристов, желающих прикоснуться к древней истории Армении, возрастет, и, как следствие, улучшится туристическая инфраструктура. Надеемся, что так и случится.

А поскольку Арарат так и не показал нам свое великолепие, нам снова придется ехать в Армению!

Mobirise

Болгария

Решение поехать в отпуск в Болгарию мы принимали долго и мучительно.

ОАЭ

Решение поехать в Объединенные Арабские Эмираты возникло внезапно в связи с тем, что отпуск был запланирован на апрель, и в связи с отсутствием полноценного осеннего отдыха хотелось в тепло и на теплое море.

Mobirise

Грузия

На новогодние праздники мы решили поехать в Грузию, это была наша давняя мечта.